воскресенье, 26 октября 2014 г.

Чьи? Чьи? Святого?

Помню, когда я впервые в 1973 году увидел Пятый Led Zeppelin (Houses Of The Holy), его обложка не столько шокировала меня, сколько просто не понравилась. Ну в самом деле! Нагие фигурки, карабкающиеся в гору, выглядят совершенно искусственными. И поскольку никакого 3D-моделирования в то время никто даже в самых фантастичных снах не видывал, я был уверен, что для создания этой напыщенной композиции использовались отлитые из резины манекены.
Если бы я знал, как дело было на самом деле, обложка наверняка понравилась бы мне еще меньше.
Вдохновил дизайнеров на создание этого "кошмара" роман Артура Кларка "Конец детства". Признаться, романа этого я не читал или читал, но не помню. Вроде бы иллюстрация изображает остатки человечества, собранные в неком более или менее сакральном месте на Земле.
Фотосессию планировали провести в перуанской долине Наска, едва не сошлись на менее дорогостоящем местечке поблизости - предложенном Робертом Плантом шотландском острове Стаффа и в конце концов остановились на ирландской "Дороге гигантов", возвышенности, сложенной из 40 тысяч гигантских кусков базальта.
Вопреки едва ли не по сей день бытующим легендам, никакие поп-звезды для оформления "Houses Of The Holy" не позировали...
Ни Кортни Лав...
Ни Саманта Фокс...
Нет, ребята из знаменитой уже в то время дизайнерской группы "Hipgnosis" в качестве жертвы своего замысла выбрали двоих невинных детишек - брата и сестру Гейтс (ни о ком не напоминает?) - шестилетнюю Саманту и четырехлетнего Стефана! Фотография на обложке представляет собой коллаж из тридцати (!) снимков. Так что фотосессия продолжалась не один день. И каждое утро несчастных детей будили в четыре часа, голых покрывали серебристой и золотистой краской и выводили на холодные камни. Хуже того, если верить Сторму Торгерсону, когда специальная краска кончилась, в ход пустили автомобильную эмаль (ну чем не повод для уголовного преследования?).
Другой гипнозисовский изверг Обри Пауэлл, мучивший детей в надежде запечатлеть их на фоне рассвета (не вышло - пришлось раскрашивать ч/б коллаж вручную), позднее признавался: "Сегодня ничего подобно нам сделать не позволили бы, тут же обвинили бы в пропаганде педофилии. Но мы были хиппи, разгуливать голышом для нас было делом совершенно обыденным".
"Ага, сволочь, - сказал бы я ему на это, - и что ни день вы с раннего утра красили друг друга с головы до ног автомобильной эмалью?"
- Хиппи патлатое!
Не удивительно, что в ряде штатов "библейского пояса" пластинку эту запретили (молодцы!), а в прочих США продавали вот в такой обертке:
Скромно и информативно.
С тех пор много воды утекло в мировой океан, и на фоне сегодняшних евро-толерантных фокусов обложка Пятого "Цеппелина" выглядит детским утренником в "Артеке". Так что даже в США не вызывает протестов продукция, к примеру, такого рода:
Справедливости ради, отметим две вещи.
1. Обложка "Houses Of..." неоднократно получала всякие высокие оценки. К примеру, американский телеканал VH1 в 2003 году присвоил ей №6 в списке лучших в истории рок-обложек. (Даже не знаю, следует ли из этого, что в жюри все-таки видели альбом без белой нашлепки с буквами, закрывающей попу маленькой Саманты...)
2. Все-таки хорошо, что не был принят первоначальный проект обложки с изображением теннисной ракетки на фоне ядовито-зеленого корта... Видите ли, Сторму Торгерсону музыка LZ казалась похожей на racket (т.е. одновременно на ракетку и на шантаж/рэкет). "Пошел ты, Сторм, со своей игрой слов!" - сказали ему музыканты и со словами - "А что у тебя, Обри?" - повернулись к Пауэллу, который только что вошел в студию - как всегда с опозданием и, как обычно, совершенно голый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий